хроно-
логия архи-тектурных стилей
древнерусская
архитектруа
Примеры:
Храм святой Софии в Великом Новгороде, Храм Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире
Черты:
Тяготение к византийской традиции, крестово-купольные конструкции, каноничность и типологизация построек, минималистичный декор
Представители:
Алевиз Новый, Аристотель Фиораванти, Фёдор Конь
Примеры:
Храм Вознесения в Коломенском, Покровская церковь в Александрове
Черты:
Стремление к шатровому типу свода, доминирующая вертикальная ось конструкции
Представители:
Бон Фрязин, Бажен Огурцов
Примеры:
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, церковь Покрова в Филях, Большой дворец в Петергофе
Черты:
Вычурность и утрированное использование декора, симметричность фасада, использование раскреповки (членения фасада)
Представители:
Доменико Трезини, Франческо Бартоломео Растрелли
Примеры:
Китайский дворец в Ораниенбауме, Катальные горки, Павильон
Грот в усадьбе Кусково
Черты:
Визуальная лёгкость фасада, тяготение к светлым оттенкам, использование восточных мотивов в интерьерах, большое количество лепнины и декоративных панно
Представители:
Антонио Ринальди
Примеры:
Павловский дворец, Елагин дворец, Александринский театр, Большой театр
Черты:
Строгость и абсолютная симметрия фасада, стремление к античной архитектуре, наличие портика
и колоннад, преимущественное использование белых
и жёлтых оттенков
Представители:
Чарльз Камерон, Карл Иванович Росси, Осип Иванович Бове, Джакомо Кваренги
Примеры:
Владимирская церковь в Быково, Особняк Морозова на Спиридоновке, Дворец Белосельских-Белозерских, Чайный дом на Мясницкой
Черты:
Смешение нескольких стилей
в рамках одного здания,
использование восточных, древнерусских и готических мотивов, отсутствие стилистического единства
Представители:
Андрей Иванович Штакеншнейдер, Роман Иванович Клейн, Виктор Александрович Мазырин, Леонтий Николаевич Бенуа
Примеры:
Государственный Исторический музей, Храм Христа Спасителя, Особняк Игумнова
Середина XIX – начало XX вв.
Черты:
Обращение к архитектуре прошедших эпох, тяготение к древнерусскому зодчеству, изменение архитектурных канонов, повышенное внимание
к декорированию фасада
Представители:
Константин Андреевич Тон, Владимир Владимирович Шервуд
Представители:
Константин Степанович Мельников, Моисей Яковлевич Гинзбург, Илья Александрович Голосов, Алексей Викторович Щусев
Черты:
Упрощение форм, изменение технологии строительства, повышенное внимание
к практическому назначению здания, отсутствие изящного декора, сдержанная цветовая гамма, простота
и ясность плана, использование ленточного остекления
Примеры:
Здание Наркомзема, Дом Наркомфина, Клуб фабрики «Буревестник», Бахметьевский гараж
Представители:
Лев Владимирович Руднев, Владимир Георгиевич Гельфрейх, Борис Михайлович Иофан
Черты:
Обращение к классицизму, вычурность декора, монументальность, типологизация построек, использование мозаик и панно, повышенное внимание к освещению внутреннего пространства здания
Конец 1930-х – 1950-е гг.
Примеры:
Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, Дом на Котельнической набережной, Главный павильон ВДНХ
Представители:
Владимир Степанович Кубасов, Юрий Павлович Платонов
Черты:
Аскетичность и простота форм, тектоничность и монументальность, отсутствие декора, экспериментальный подход к конструкции
Примеры:
МХАТ им. М. Горького, палеонтологический музей
им. Ю.А. Орлова
Примеры:
Дом-яйцо, Торговый центр «Наутилус»
Черты:
Отсутствие стилистического единства, большая площадь остекления, поиски новых архитектурных форм, несоответствие визуального облика с назначением
Представители:
Сергей Борисович Ткаченко, Алексей Ростиславович Воронцов
Примеры:
Особняк Рябушинского, Особняк Листа, Особняк Кекушевой, Особняк Смирнова
Черты:
Использование природных мотивов
и форм, широкая цветовая гамма, изящность деталей, использование декоративных панно и мозаик, асимметрия, отсутствие тектоничности
Представители:
Фёдор Осипович Шехтель, Лев Николаевич Кекушев, Вильям Францевич Валькот
хронология архитектурных стилей